Не последнюю роль в воспитании щенка играет его физиология. На поведение собак влияют самые различные внешние и внутренние факторы. Одни внешние воздействия могут вызывать приятные ощущения (например, запах вкусной еды или мягкий ворс любимой подстилки). Другие факторы способствуют появлению неприятных эмоций (чувство холода, боль при расчесывании). Есть и такие раздражители, которые для животного нейтральны. На них собака просто не реагирует.
К внутренним факторам относят физиологические потребности и процессы, происходящие в организме. Это чувство голода и жажды, потребность в опорожнении мочевого пузыря или кишечника. Следует знать, что поведение собаки – это целый комплекс ответных реакций на внешние и внутренние раздражители. Обдуманно используя эти знания, можно умело и целенаправленно управлять своим питомцем.
Жизненно важные потребности животного – это воздух, пища, безопасность и продолжение рода. Такие потребности сопровождаются различными эмоциями, проявление которых зависит от того, насколько они удовлетворены. В процессе жизнедеятельности основные стремления собак (такие как собственная безопасность и продолжение рода) проявляются в соответствующих формах поведения.
Каким образом животные удовлетворяют эти потребности? Как на это оказывают влияние различные условия окружающей среды? Ответы на эти вопросы кроются опять-таки в физиологии животного.
В первые месяцы жизни маленького питомца модель его поведения формируют природные инстинкты, которые представляют собой врожденные способности, не требующие обучения. Они не зависят от опыта и проявляются автоматически. К ним относятся, в первую очередь, инстинкты: самосохранения, пищевой, родительский и другие.